Ануфриев А.А. (апрель 2004)
Современные направления развития неоевгеники.
Стремление к самосовершенствованию и достижениям всегда наблюдалось в человеческой природе, на протяжении всей истории (мотив импрувации) [7]. Одним из выражений этого устремления и является Неоевгеника, предмет нашего рассмотрения, которая в свою очередь богата "личной историей".
Но что такое неоевгеника или новая евгеника, что это за "нововведение"? История её началась ещё в XIX в., когда Ф.Гальтон ввёл термин "евгеника" для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово "евгеника" стало применяться именно в последнем смысле [8].
Став популярной в начале XX века евгеника начала бурно развиваться во многих странах мира (США, Англия, Германия, СССР и др.), но впоследствии евгеника приобрела идеологический характер (нацистская Германия, евгенические программы в США) и использовалась для оправдания насильственной стерилизации или уничтожения "неполноценных" рас и народов, чем и дискредитировала себя и к 30-м 40-м годам исчезла как наука.
Можно утверждать, что любой узкоспециализированный подход к евгенике обречён на неудачу (евгеника как селекция "высших", "лучших" видов, путём их скрещивания; евгеника как медико-генетическая консультация; евгеника как генная инженерия; евгеника как политические методы направленные на поощрение браков между "интеллигенцией" и пресечение браков, вплоть до стерилизации, между "неполноценными" и др.), её сведение к какому-либо одному узкому методу лишь размывает основную цель - развитие, совершенствование человеческого рода.
Особые надежды возлагаются на неоевгенику, связанную с экспериментами по клонированию, медико-генетической консультацией, проектом "геном человека" и пр., существуют также ортодоксальные проекты по созданию "общества будущего", по обретению человеком бессмертия и пр.
Следует подчеркнуть недостаточный уровень знаний для того, чтобы можно было говорить, что "неоевгеника есть!", пока это лишь гипотетическая отрасль знаний.
Наша, авторская, позиция по данному вопросу выражается в комплексном, интегральном подходе. С этой целью дано следующее возможное определение:
Неоевгеника - отрасль знания, рассматривающая вопросы развития, совершенствования человеком природы (в т.ч. и человеческой), т.е. контролируемой эволюции.
Отрасль знания - лишь способ объединения наук; вопросы развития совершенствования - т.е. не стремления к идеалу, "лучшему", "полноценному", а улучшение конкретного, текущего, уникального; человеком - т.е. сознательный контроль над процессами в природе (в т.ч. и человеческой).
В данной работе преимущественно рассматривается развитие, совершенствование человеческой природы. А совершенствовать человеческую природу можно по-разному: наследственно (генетические манипуляции, клонирование) и не наследственно (отдельно взятого человека; среду, в которой он находится; его взаимоотношения со средой - меры социального характера; либо отдельные стороны образа жизни).
Исходя из определения можно выделить несколько таких областей неоевгеники (её связей с другими науками):
Экологическая неоевгеника (экологическая генетика) - занимается созданием и совершенствованием экологических систем, сюда включаются актуальные вопросы последствия внедрения новых видов в экологическую систему, также вопросы генетической манипуляции с отдельным видом (или группой видов) для её более эффективного функционирования.
Неоевгеника и генная инженерия (клонирование) - вопросы создания более совершенных новых видов, либо модификации имеющихся (уже разработаны методы изменения генетической информации на уровне не только отдельной клетки, но и целого организма - ретро-вирусы).[5]
Неоевгеника и генетико-медицинская консультация - уже работающее направление по профилактике наследственных заболеваний.
Биомеханическое направление - создание искусственных органов и тканей и, возможно, систем жизнеобеспечения: эксперименты со стволовыми клетками - создание органов генетически идентичных данному конкретному человеку; создание альтернативных, искусственных органов - кожного зрения, искусственные почки [6], сердце [3], мышцы [4] и др., надежды также связываются с компьютеризацией человека - возможность прямой связи с компьютером посредством специально имплантированного органа, уже создаются устройства дистанционного управления техникой на основе биотоков человека [2]. Также используются устройства БОС (Биологической Обратной Связи) для повышения эффективности обучения саморегуляции [1].
Социальная неоевгеника - вопросы социального (правового) регулирования евгенического движения. В этом вопросе интересный подход был предложен Юргеном Хабермасом [9], а именно, он говорит о контроле адекватном (своевременном и современном - в средние века за разговор по сотовому телефону сожгли бы на костре, сейчас же это естественное явление) уровню развития технологии (и общества в целом), когда регуляция происходит не на основе архаичных норм, а на основе текущих потребностей общества и уровня его развития.
Неоевгеника и психология (педагогика) - решение психологических вопросов, связанных с внедрением неоевгенических технологий в повседневную жизнь (проблемы личностных особенностей, обучения и воспитания "генетических улучшенных" людей; вопросы о том, как человек будет относиться к тому, что он "создан" или "модифицирован"; профилактика психических расстройств (тревожности и др.), связанных с неоевгеническими нововведениями, а количество и разнообразие того и другого скорее всего будет только увеличиваться, уже в связи с НТР появились новые "болезни" - технофобии, боязнь перелётов…).
Да и как человек "развитый", либо человек с искусственным органом будет смотреть на жизнь, мир в целом [9], каким будет его восприятие? Относительно восприятия получены интересные данные в экспериментах по искусственному кожному зрению, а именно, наблюдаются явления свойственные и обычному зрительному восприятию (различные эффекты и иллюзии - иллюзия движения и др.).
Неоевгеника и этика - проблем связанных вообще с новыми технологиями множество. Это и вопрос о последствиях применения евгенических технологий, вопрос о том, собственно кто будет решать, какие технологии "хорошие", а какие "плохие", вопрос о гарантиях свободы личности (проблема личной свободы). Методы регуляции подобных проблем разнообразны (правовая, воспитательная (образовательная) и др.), тут важно и осознание самим учёным своей ответственности перед обществом, не смотря на то что человеку свойственно вообще уходить от проблемы (крайности как бесконтрольное развитие технологий, так и полное "табу" на исследования вряд ли будут способствовать гармоничному развитию общества), многие проблемы уже решаются, и не только в узком кругу "образованных" исследователей, но и на уровне мирового сообщества. Этика перемещает акцент с того, ЧТО улучшать (см. выше перечисленные направления) на то, КАК улучшать, т.е на "приемлемые" методы и направления исследований.
Таким образом неоевгеника открывает новые возможности в контроле тех сторон нашего бытия, которые ранее происходили естественным образом (неосознанно), а новые возможности требуют и новых качеств (в том числе и личностных), соответствующего образования (уже сейчас второе и третье высшее образование - не новость, для современников же развитой неоевгеники - это будет уже далёкое прошлое). Неоевгеника является комплексной "наукой", её деформированное развитие (какого-либо одного направления, в ущерб другим), может служить источником множества проблем, поэтому гармоничное и последовательное развитие всех направлений поможет своевременно и адекватно их решать.
Перспектив же у данной "науки" много…
Литература:
1. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1986. - 280 с.
2. Меркулов А.П. Что могут роботы. М.: Машиностроение, 1991. - 192 с.
3. Новое искусственное сердце способно длительно выдерживать высокие нагрузки кровяного давления сосудистой системы: http://www.sciteclibrary.ru
5. Сассон А. Биотехнология: свершения и надежды. М.: Мир, 1987. - 411 с.
7. Цоколов С.А. Проблема соотношения науки и идеологии в евгенике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М. 1995
9. Юрген Хабермас. Будущее человеческой природы. На пути к либеральной евгенике? М., 2002